Владислава Куимова 0 123

Цепная реакция добра. Культуролог – о современном образовании и обществе

Светлана Добрецова рассказала о роли молодого преподавателя в высшей школе.

Современные студенты могут получить качественное образование. Было бы желание.
Современные студенты могут получить качественное образование. Было бы желание. © / Алексей Витвицкий / АиФ

Приходя в школу или вуз, мы ожидаем увидеть в роли педагога почти мастодонта - в очках в роговой оправе, классическом пиджаке и начищенных ботинках, жившего ещё при царе Горохе.

Но насколько справедливо это предположение? Зачем молодые люди пересаживаются со студенческой скамьи на преподавательскую кафедру? Сложно ли им находить контакт с учащимися, когда разница в возрасте может не достигать и пяти лет? Об этом мы поговорили с преподавателем и молодым кандидатом наук, культурологом Светланой Добрецовой.

«Нельзя выглядеть плохо»

Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Светлана Александровна, какие плюсы и какие минусы есть у вашего возраста в этой профессии? Все становится проще или сложнее?

Досье
Светлана Добрецова родилась 20 мая 1990 года в Большом Селе. В 2008 году окончила колледж при ЯрГУ им. П.Г. Демидова, в 2013 - ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по специальности «культурология с дополнительной специальностью «иностранный язык». Кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры культурологии. Преподаёт мифологию, теорию культуры, культурологию, историю МХК, области культурологического образования.
Светлана Добрецова: Можно сказать, что у возраста появляется двойственное значение - хорошее и плохое одновременно. С одной стороны, мне легко со студентами, потому что мы принадлежим к одному поколению. Я представляю, о чём они думают, что смотрят, читают и слушают, потому что когда речь идёт о дисциплинах культурологического или эстетического цикла, то все примеры, которые я привожу, им близки. Мне проще установить связь науки, очень строгой и академичной, с их определённым художественным и личным опытом. Между преподавателем и студентом происходит своего рода обмен. Ты остаёшься всегда в тонусе: нельзя выглядеть плохо, нельзя допустить промах, потому что и твоей личной жизнью интересуются в том числе.  В принципе, мой возраст обуславливает ту модальность понимания друг друга, которую я хочу сформировать. И они легче идут на контакт и объясняют определённые вещи. Мне нравится, когда после первых лекций студенты подходят и спрашивают, смотрела ли я те или иные фильмы, читала ли книги, которые им близки, просят совета. Авторитет, который ты заслуживаешь не потому, что ты солидная дама, а потому, что студентам с тобой интересно.

Из минусов - как раз таки авторитет. Особенно это касается тех групп, в которых преобладает мужское население. Чтобы установить некий контроль в их коллективе, необходимо обладать сильным характером. А то пришла к ним какая-то, условно говоря, девочка и начала что-то про культуру говорить.

Сложно ещё то, что они пытаются интересоваться твоей социальной жизнью: например, подписываются в интернете. Это накладывает определённую цензуру. Ты не всегда можешь отметить понравившийся пост, выложить личную фотографию, потому что это не соответствует преподавательскому статусу. Студенты привыкают видеть тебя в аудитории, педагогом, поэтому странно пересекаться с ними в каких-то заведениях.

Но все положительные энергетические стороны профессии педагога затмевают все те минусы и цензуру, с которой приходится жить.

- Что категорически нельзя делать преподавателю?

- Преподавателю запрещается делать все то, что он запрещает своим студентам. Лучший пример - это личный пример. Если я не разрешаю доставать мобильный телефон, то и сама не пользуюсь гаджетом во время работы. Нельзя вымещать плохое настроение, демонстрировать его. Но особенность студенческой аудитории в том, что, в каком бы состоянии ты к ним ни пришёл, они его забирают. Ты отдаешь энергию, и после третьей пары тяжело соображать.

Тяжело переживать и конфликты со студентами, которые, увы, возникают, потому что все мы люди. Если тебе бросают вызов, то не всегда стоит на него отвечать. Лучшее в этой ситуации - поставить себя на место студента и понять, что вызывает негативную реакцию у него. Я стараюсь не обострять ситуацию и разобраться с проблемой наедине. Но никогда не было такого, чтобы я брала студента за руку и тащила его к декану, добиваясь извинений. Авторитет, заработанный благодаря другому человеку, - не авторитет.

Быть ответственным

- Достаточно ли сейчас в Ярославле молодых вузовских преподавателей? Зачем они нужны?

- Зачастую студентам интереснее с молодыми преподавателями. Они не боятся быть собой, делиться переживаниями, даже использовать сленг. Но их, к сожалению, недостаточно. И дело не только в количестве, но и качестве - качестве подготовки, компетентности. Молодые люди, едва окончив вуз, не всегда готовы брать на себя такую ответственность. С другой стороны, не всегда работодатели готовы доверять. Когда я пришла работать в школу в Большом Селе после четвертого курса, то директор даже не думала, что может что-то произойти. То же самое я могу сказать и о работе на кафедре культурологии. Важно, чтобы твои старшие коллеги, не оказывая давления, помогали советом.

Очень важно понимать, что те дети и студенты, которые приходят к тебе, - это самое дорогое, что есть у их родителей. И редко встречаешь молодого педагога, который переживает об этом. Я сама ставлю себе оценки после каждой пары. Осознаю, что получилось, а над чем стоит ещё поработать. Педагогическая профессия невозможна без постоянного роста. Студенты - взрослые люди, и они понимают, какая ты есть на самом деле.

Уметь смеяться над собой - это признак гармоничной личности. Студенты иногда говорят: «Светлана Александровна, а с вами весело». И это очень приятно.
При этом старшее поколение чаще восхищается профессией преподавателя, понимает значение научной степени. Видимо, это то, что досталось нам после Советского Союза. У людей моложе проскакивает скептическое отношение, но не всем же быть менеджерами. Кто-то по-прежнему должен учить людей.

- Какими качествами, как вам кажется, должен обладать человек, чтобы учить других людей?

- Он должен быть динамичным и никогда не останавливаться. Смотреть, читать, узнавать новое. Это касается и школьных учителей. Педагог должен оставаться интересным самому себе, чтобы быть интересным другим людям. Педагог должен уважать себя, уважать окружающих и не допускать неуважительного отношения на своих занятиях. Речь идёт не о железной дисциплине, но о порядке. Изначально мы должны идти с добрым посылом, потому что оказываемся в аудитории не для самих себя, а для студентов. И даже если они ничему не научатся, то запомнят ваше человеческое отношение, сами станут добрее. Ну, и чувство юмора. Уметь смеяться над собой - это признак гармоничной личности. Студенты иногда говорят: «Светлана Александровна, а с вами весело». И это очень приятно.

Сорбонна может быть бесполезна

- Как бы вы описали облик ярославского студента?

- Они весёлые, отзывчивые, интересующиеся, готовы прийти к тебе на помощь, если это потребуется, в большинстве своем добрые. Где-то проявляется леность, безответственность. Но это, скорее, свойство молодой натуры, а, как известно, молодость всё прощает.

- Вы не думаете, что молодые люди, которые учатся в Ярославле, просто не смогли поступить в столичные вузы?

- Я даже никогда не задумывалась над этим вопросом. Понятно, что группы бывают разные, с разным уровнем знаний. Качественное образование можно получить вне зависимости от географического положения: если человек что-то хочет забрать, он это берёт. Читая, общаясь с преподавателями, впитывая знания, находя полезное в интернете. А если не хочет, то это может быть хоть Сорбонна - все траты бесполезны.

- А есть ли у вас какие-то ограничения, как у провинциального преподавателя?

- Вы знаете, нет. Но я чувствую ограничение, например, в общении с театром. Понятно, что и в нашем городе есть несколько театров, но иногда хочется увидеть что-то, выходящее за грани, потому что искусство должно вытаскивать тебя из реальности. Мне не хватает культурной жизни. Хочется и в тот театр, на ту выставку и в этот музей. Когда оказываюсь в командировке в Москве, то всегда иду куда-то. Потому что вкус - это всегда насмотренность. Нужно участвовать во всём, если есть время и возможность. Только так человек формирует себя, учиться отличать зерна от плевел. Конечно, в городе есть стоящие проекты, но их не всегда хватает.

В отношении профессиональном, я думаю, такой проблемы нет, потому что провинция - это всегда особый феномен, который несёт в себе резервный фонд отечественной культуры и образования. Конечно, есть моменты, которые наверняка в столичных вузах поставлены лучше и грамотнее, но ощущения загнанности в рамки из-за провинциальности у меня нет. Думаю, что это зависит, скорее, от человека.

- А можно ли назвать ярославцев людьми культурными?

- Боюсь, что не всегда. Требовательный человек должен быть требовательным к себе и одновременно окружающим. Кажется, этого нет у наших людей. Как и культуры поведения в общественных местах - транспорте, на улице. Ты заходишь в автобус,  а там 10 мужчин сидят на 10 местах, а одна женщина стоит у поручня. Элементарное «извините» становится для людей проблемой. Они просто не могут произносить это слово. Но любые изменения надо начинать с себя, потому что кто-то воспримет твой посыл, и сам станет мягче и добрее, поможет ещё кому-то. Цепная реакция.

- Это проблема только Ярославля?

- Я думаю, что это проблема русской культуры в целом. Потому что у нас позиция искренности находится выше и важнее манер. Если у русского человека все хорошо, то его видно издалека - по улыбке. Но по большей мере русский человек чем-то недоволен. И он может позволить себе срываться в общественном транспорте или магазине. Мне кажется, что в такой ситуации модель американцев гораздо лучше. Они уверены, что их искренность никого не волнует, поэтому в общественных пространствах они создают дружелюбную атмосферу. Но такое откровение с окружающими - наша ментальность. Это не плохо или хорошо, это есть.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Можно ли извлечь выгоду от утилизации московского мусора в Яросавле?
  2. Как узнать свой ИНН?
  3. Изменится ли график пенсий в Ярославле из-за майских праздников?
  4. Как мы отдыхаем в майские праздники в 2018 году?
  5. Могу ли я пройти бесплатную диспансеризацию в 2018 году?

Изменились ли с начала 2018 года ваши расходы на покупки и оплату услуг?