aif.ru counter

«Я не фокусник, я – Карабас Барабас». Александр Шейн - об искусстве

Красочные перебивки, оригинальные выступления Владимира Владимировича, музыкальное сопровождение и настоящие любовные переживания.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "ВМаяковский" © / КиноПоиск

Первый день лета ярославцы провели в «Нефти» на премьере арт-хаусного фильма-биографии «ВМаяковский» режиссера Александра Шейна. Полный зал, провокационные вопросы и как итог – довольные зрители.

«ВМаяковский» вызвал у ярославских зрителей самые разные эмоции. Одни восхищенно благодарили автора, другие – сомневались в подлинных задумках. 

Как признается сам режиссер, фильм должны смотреть только интересующиеся люди. Поток сознания через ретроспективу мифологического образа Владимира Маяковского. В картине параллельно идут два действия - «читка» сценария актерами и биография Маяковского. Всё это подается со смысловыми перебивками: тщательное омовение рук, аудио-выступления современного поэта и голос самого Маяковского в титрах, революционные кадры, закрашенные книги и многое другое. 

Напряжение нарастает во время театральных репетиций, слезы подступают в сценах с Лилей Брик. Чулпан Хаматова олицетворяет нежность, страсть и отчасти стервозность. Сцены, где Володя и Лиля вдвоем, получились максимально искренними и естественными.

Одной из особенностей картины является операторская работа: трясущиеся кадры, четкая симметрия, цвет – все это заслуга Йорга Грубера. Картина глазами европейца, который, по сути, не понимает происходящее – смелое решение (Йорг Грубер владеет только немецким языком).

«ВМаяковский» - часть большого проекта «АтласВМаяковский», которым занимается Александр Шейн. Это не только кинематограф, но и другие отрасли изобразительного искусства, в которых мы находим эстетическое наслаждение. Кстати, сам режиссер приехал на показ в Ярославль. Мы поговорили с Александром Шейным об искусстве вообще. 

Анастасия Вязигина, «АиФ – Ярославль»: Что было раньше: выставка или фильм? Что же такое «междисциплинарный» проект «ВМаяковский»? Как пришла идея? 

Александр Шейн, режиссер: Изначально был фильм, а выставка является побочным продуктом, так как устроена на материалах, собранных во время подготовки. «Любовь к Маяковскому», если так можно выразиться, пошла с детства.Мой папа очень любил творчество Владимира Владимировича, и в этой связи вся моя жизнь тесно переплетена с ним. Для меня Маяковский – это мифологический образ, через который я пытаюсь провести связь междупрошлым и настоящим и понять себя.

А.В.: 9 лет работы. 400 часов оригинального видео. Зачем? Вы планируете дальше заниматься этим проектом или материал будет передан во вторые или третьи руки? 

А.Ш.: Это постоянно развивающийся проект. Он междисциплинарен. Внутри него проходит исследование, мы называем это «Атлас.ВМаяковский». Атлас, как некая смысловая карта. Я постоянно занимаюсь изготовлением новых продуктов художественного потребления, которые исходят из этого исследования. Например, документальный фильм «Тимур Новиков: Ноль объект» его, кстати, будут показывать в Ярославле 15 июня. 

Плюс ко всему, мы издаем периодическую газету, есть выставочные проекты, документальные фильмы про ленинградский андеграунд 80-х, и в разработке документальный сериал по материалам нашего «Атласа». 

Маяковский в данном случае выступает как мифологическая фигура, рассматривая судьбу которого можно принять ее на себя. Вот это примерка на себя и есть мой интерес. Важно разобраться в самом себе.

Не скромно признаюсь, что фильм получился таким, каким был задуман. В общую картину не вошло всего 10 процентов сценария. 

А.В.: Почему тогда вы решили удалить сцену с Пастернаком?

А.Ш.: Исходя из художественных соображений, она утяжеляла общую картину. Возможно, я с ней просто не справился.

А.В.: Правда, что при первом знакомстве с Юрием Колокольниковым Вы сразу решили вместе работать над проектом? Расскажите, как собирали команду? 

А.Ш.: Можно сказать, что фильм построен по образу бесконечного кастинга или пробы, там не только Юра пробуется. Все актеры вживались или точнее погружались в образы. Возникла сложная ситуация с ролью Миронова. Изначально планировали, что он будет играть Брика. Евгений очень умный артист, который силой своей личности поможет раскрыть героя. Так вот, у нас уже все готова к съемкам «читки», завтра первый день. Вечером мне звонит Миронов и говорит, что не хочет играть Брика, а хочет Агранова. И я подумал, а вдруг это правильно? 

Евгений Миронов своими знаниями, своим умением, своим масштабом кроит мои представления о герое и выстраивает на глазах эту тонкую вязь роли. Знаете, я словно наблюдаю за фокусником, который творит над ролью своё волшебство. 

А.В.:Вы не думаете, что фокусник в фильме – это сам режиссер?

А.Ш.: Я не фокусник, я – Карабас Барабас.

А.В.: Если говорить о музыке. Фильм имеем свое оригинальное музыкальное сопровождение. Кто автор?

А.Ш.: Один из композиторов – актер проекта – Антон Адасинский.  Он не только очень музыкальный человек, но и клоун, режиссер, актер, участник группы «АВИА». Работать с Антоном приятно и полезно, мы писали музыку во время импровизированных аудиосессий.

А.В.: Приходилось ли «перекраивать» роли под актеров вашего «театра»? 

А.Ш.: Ребята получали столько свободы в решении своего образа, сколько требовалось. Один из основных кадров – «читка сценариев» - снимался  с первого дубля. Получили текст и начали работать. 

А.В.: Кто планировался на роль любимой женщины Маяковского- Лили Брик? 

А.Ш.: На роль Лили Брик изначально планироваласьЧулпан . Мы вместе разрабатывали этот фильм разрабатывали. Она многие годы была полноценным соавтором проекта. Мы постоянно вели диалоги, вместе проникались атмосферой. Я не могу сказать, что в этом фильме она только сыграла Лилю Брик. Чулпан стала соратником, собратом, вдохновителем, а не просто актрисой.

Фото: КиноПоиск

А.В.: Какие у вас планы на работу? Думаете ли  работать с другими поэтами или художниками?

А.Ш.: Сейчас я заканчиваю картину про Владика Монро, это тоже внутри"Атласа" и готовится фильмс философом Борисом Гройсом. 

А.В.: Из чего тогда состоит Ваш личный рецепт вдохновения?

А.Ш.: Знания.

А.В.: Вы занимаетесь не только кинематографом. Можете ответить: современное искусство сейчас прогрессирует или репрессирует? Какие из последних перформансов привлекли ваше внимание?

А.Ш.: Наверно, современное искусство «спружинивается», вопрос в том, выстрелит ли. Меня привлек перформанс «По кругу» художника Кузькина. Андрей сделал квадрат 10 на 10 метров, глубиной сантиметров 40, в центре была веревка, к которой художник привязал себя. Он ходил по кругу, постепенно застывая в этом бетоне. Эта работа, как мне кажется, очень серьезная, это символ «окаменивания», застывания, возвращения в памятник, вязкости времени. Ассоциативный ряд можно продолжать бесконечно. 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Где в Ярославле можно изготовить транспарант для «Бессмертного полка»?
  2. В Ярославле переименуют Первомайский бульвар?
  3. Стоит ли объединять Волковский и Александринский театры?
  4. Где в Ярославле уже установили контейнеры для раздельного сбора мусора?
  5. Когда в Ярославле повысится стоимость общественного транспорта?
Как вы оцениваете состояние ярославских дорог этой весной?